О методе

Создателем метода является Дора Калфф. Она получила аналитическое образование, была ученицей К.Г. Юнга, изучала восточную философию. По рекомендации Юнга Дора Калфф прошла обучение у английского детского психотерапевта Маргарет Ловенфельд и работала в Лондоне какое-то время под ее руководством. Все это дало ей возможность видоизменить «Технику построения мира» Маргарет Ловенфельд, объединив ее с теорией К.Г. Юнга.

«Техника построения мира» - это метод психотерапии для детей, который использует миниатюрные фигурки и ящик с песком для построения «своего мира». Так же известен похожий метод Шарлоты Блюхер «Тест мира», который использовался в Швейцарии с целью психиатрической диагностики. Эти и другие методы используются и в настоящее время, но они отличаются от песочной терапии Доры Калфф, как по форме, целям, так и теоретической моделью.

Как я уже говорила для разработки теоретической базы метода Sandplay были использованы положения теории Юнга.

Юнг полагал, что основу психологического здоровья составляет хрупкое равновесие между требованиями внешнего мира и потребностями внутреннего мира. По его мнению, экспрессивные формы искусства составляют важный путь к внутреннему миру чувств и образов. Юнг стал рассматривать бессознательную психику не только как хранилище вытесненных эмоций, но и как источник здоровья и трансформации. В стрессовых состояниях индивидуум обращается к внутренней сфере бессознательного в поисках сновидений и образов заключающих в себе потенциальные возможности или семена исцеления. Юнг не применял редуктивный метод анализа. Его подход можно назвать синтетическим, телеологическим. Его интересовало, куда ведет индивидуума его внутренняя жизнь. На основе этого подхода психотерапевт не столько анализирует образы пациента, сколько побуждает его «создавать» образы и отслеживать их развитие. При этом Эго как бы отходит в сторону, чтобы позволить бессознательным движениям и образам властвовать над сознательной психикой.

Юнг полагал, что установление терапевтического альянса и раппорта активизирует целительный потенциал, заложенный в человеческой психике. Он рассматривал этот потенциал как составную часть «архетипа самости», который ведет индивидуума к индивидуации или реализации потенциала. При активизации с помощью терапевтического альянса архетип приводит пациента туда, куда пациенту необходимо было придти. Например в процессе применения игровой терапии дети не редко осуществляют спонтанную разработку предметов фантазии, которые имеют непосредственное отношение к их психологическим проблемам.

Песочная терапия создает условия, которые активизируют в сфере бессознательной психики стремление к исцелению. Формируются фантазии и образы, которые при символизации или конкретизации, т.е. при выражении в материальной форме обеспечивают психологическое развитие. Песочница служит «безопасным местом» для размещения проекций, тогда как символы и образы принимают форму «вместилищ» различных эмоций, обеспечивая тем самым возможность выражения чувств. При таком безопасном выражении в сфере бессознательного формируется динамическое состояние и возникают новые образы (чувства), таким образом становится возможность трансформации.

Опираясь на работы Нойманна Дора Калфф рассматривает развитие здорового Эго как чрезвычайно важную задачу работы с детьми. Функция Эго заключается в обеспечении равновесия и связи между внутренними влечениями и внешним миром. По мнению Калфф, Эго становится более сильным благодаря глубокому внутреннему ощущению единства матери и ребенка, которое с момента рождения постепенно развивается и достигает пика во второй и третий год жизни ребенка. К числу проблемных относятся дети с дискретной связью с матерью, которая травмирует внутреннее чувство целостности и препятствует нормальному функционированию Эго. Игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью экстеризации фантазий и формирование ощущения связи и контроля над своими побуждениями. Установление связи с бессознательными побуждениями, особенно с архетипом самости, и их выражение в символической форме в значительной мере облегчают здоровое функционирование психики.

Самость является центральным архетипом. «Самость» - влечение или побуждение к осознанию и целостности личности. Самость – тотальность сознания и бессознательного, и в то же время направляющий центр этой тотальности. Самость побуждает индивида к полной реализации и развитию. Юнг именовал Самость «Богом внутри нас». Исцеление посредством процесса игры с песком есть не что иное как переоткрытие в себе Самости. Этот процесс часто стимулирует глубокий духовный опыт. «Эго» становится менее абсолютным в качестве центра личности. Оно признает, что находится внутри сознаваемого и неосознаваемого. Осуществление самости является результатом процесса индивидуации.

Самость несет в себе целительную тенденцию, которая проявляется и фиксируется при игре с песком, а так же в отношении с терапевтом.

В исследовании Р. Амман указывается что исцеление есть трансформационный процесс. Она помещает воображение в область, опосредующую взаимодействие психики и материала, разума и материи. Песочная терапия позволяет неоформившимся образам внутреннего имажитивного мира воображения выразится конкретным, зримым способом.

Песочная терапия открывает клиенту как путь доступа к неосознаваемому, так и способ выражения его внутреннего состояния посредством процессов символизации с использованием песка и воды. При этом психика активизируется посредством символов и создания архетипических образов, затрагивающих содержание неосознаваемого.

В песочной психотерапии исцеление достигается путем построения отношений с психотерапевтом и с самой психотерапевтической техникой. Ящик с песком становится «свободным и защищенным пространством», в котором может происходить исцеление и психологическое развитие. Это пространство свободно в том смысле, что пациенты могут выбирать все, что они пожелают для игры в песочном ящике. Пространство защищено границами ящика и отношениями с психотерапевтом, который является понимающим, принимающим и искренне заботящемся о клиенте профессионалом.

Теперь более конкретно о том как это происходит.

Для игр с песком используются два водонепроницаемых лотка размером 50*70*10 из натурального дерева. Один лоток заполняется до половины сухим песком, а другой влажным. Внутренняя поверхность лотка окрашена в голубой цвет для имитации воды или неба. Размеры лотка имеют важное значение, так как они позволяют охватить песчаный мир одним взглядом без лишнего движения головы. Д.Калфф считала, что ящик «ограничивает воображение играющего и, таким образом, действует как регулирующий и защищающий фактор», не позволяя потоку воображения стать неконтролируемым. Ящик «удерживает» как создателя, так и его создание. Можно сказать, что фантазия становится продуктивной только там, где она вынуждена ограничивать себя в пределах определенных форм. Результатом является полярность: свобода-ограничение.

Песочница имеет прямоугольную форму. По мнению Доры Калфф «Из-за разных размеров граней, прямоугольное пространство само по себе вызывает напряженность, беспокойство и желание движения. Изометрические пространства напротив создают ощущение равновесия, спокойствия, центрированности. В нецентривованном пространстве можно сравнить аналитический процесс с поисками центра».

Песок и вода сами по себе сильные символы и связывают человека с его жизненным пространством. Вода течет, очищает, растворяет и обновляет, и часто символизирует бессознательное и эмоциональную жизнь. Она может быть метафорой принципа женственности, плодородия, фонтана жизни. Вода является источником жизни и средой существования. Песок часто символизирует землю, нечто конкретное, физическое.

Землю можно рассматривать как плодородное женское начало, которое обеспечивает пищей, любовью. Как песок, так и вода могут перенести человека в ранние переживания детства. Эти элементы могут ускоряет процесс индивидуации посредством переживания рождения и возрождения Самости. В зависимости от того, сухой или сырой песок, он остается стабильным, удерживая форму предметов, или же бесконечно текучим, переменчивым, как того хочет клиент. Чувства, которые возникают при контакте с сухим или мокрым песком, различные. Сухой песок - нежный, легкий, переменчивый, сыпучий, с явно выраженной структурой, напоминающий о вечности, бесконечности бытия.

Когда к песку добавляют воду, он становится сырым и побуждает к созиданию. Земля соединяется с живой водой, символизирующей творческие силы бессознательного.

Важное значение имеет подбор фигурок. Коллекция должна отличатся разнообразием и предоставлять фантазии возможность выразится необходимым образом. Фигурки могут быть разных размеров от больших до самых маленьких со средним размером 10-12 см, из разных материалов, натуральных и искусственных, яркие или одноцветные, различного качества. Их можно условно поделить на категории:

- ЛЮДИ: разных возрастов, профессий, выражающие разные эмоции, молодожены, семья, дети, младенцы, военные, король, королева, принцесса и принц, шут, герои сказок и фильмов, мифологические, в том числе и неприятные, пугающие и злые силы;

- ЗДАНИЯ: дома, школы, церкви, замки;

- ЖИВОТНЫЕ: домашние, дикие, доисторические, морские, птицы, обитатели водного мира, вымышленные, сказочные, герои мультфильмов;

- МАШИНЫ: сухопутные, водные, космические, боевые;

- РАСТИТЕЛЬНОСТЬ: деревья, кусты, растения, овощные культуры;

- СООРУЖЕНИЯ: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

- ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ: ракушки, сплавной лес, камни, кости, яйца;

- и природные материалы разных категорий. Перья, раковины, орехи, веточки, корни, окаменелости и т.д.;

- фигурки символизирующие смерть: черепа, скелеты, черти, мумии, зомби, надгробные плиты;

- РЕЛИГИОЗНЫЕ СИМВОЛЫ: Фигуры, изображающие Иисуса Христа, Девы Марии, святые, архангелы, ангелы, священники, монахи, Шива, Будда, а также религиозные предметы – Звезда Давида, африканская маска, а также другие атрибуты различных религий.

Должны так же присутствовать магические символы, источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности, украшение, деньги.

Игрушки могут стоять на полках по группам так, чтобы их можно было легко увидеть. Иногда часть игрушек находятся по категориям в открытых контейнерах или прозрачных лотках.

Каждый предмет, со свойственной ему физической конституцией и смыслом, стимулирует работу фантазии. Калфф полагает, что «символы олицетворяют внутренние, заряженные энергией представления о врожденных возможностях человека», проявление которых способствует эмоциональному развитию.

Консультант играет ключевую роль в обеспечении «безопасного и защищенного пространства», в котором могут реализоваться целительные возможности психики и внутренняя драма. Песочный лоток и терапевтические отношения создают «безопасное и защищенное пространство». Из высказываний Доры Калфф: Обычно, когда ребенок приходит он чувствует себя незащищенным. Мы стараемся дать ребенку внутреннюю защищенность. Она растет, когда ребенок регулярно выражает себя в этом свободном и защищенном пространстве. Даже при негативном влиянии дома и в школе, он продолжает ощущать себя защищенным.

Большинство практикующих консультантов видят особую роль консультанта в безусловно-позитивном отношении и минимальном использовании вербализаций. Консультант не применяет интерпретацию, потому что психологические проблемы разрешаются и осмысливаются на бессознательно-символическом уровне. Консультант присутствует в качестве зрителя игрового процесса, который проявляет внутренней проблеме принять зримые очертания и обеспечить терапевтическую динамику и психологический рост.

Некоторые дети работают сосредоточено в тишине, а по окончании процесса рассказывают о композиции, ее составляющих или даже сочиняют историю. Другие же активно комментируют сам процесс игры или создания композиции, обращаясь к терапевту. Они могут вовлечь в игру терапевта, но, вопреки другим терапевтическим подходам, не следует стараться сразу рассказывать ребенку то, что он понимает, глядя на песочную картину. Это не означает, что терапевт остается дистанцированным или неотзывчивым. Но акцент ставится на следовании за ребенком, а не на том, чтобы навязать игре какую-нибудь структуру или даже руководить игрой.

С согласия клиента терапевт зарисовывает и фотографирует созданную картину, чтобы впоследствии иметь возможность анализировать серию созданных подносов.

Вербальный и невербальный компоненты игры в песке соединяются в тот момент, когда ребенк рассказывает о том, что произошло в песочнице.

Сказка или другое описание своей символической работы образуют еще один мост между сознанием и бессознательным ребенка. А чувство, что тебя внимательно слушают, является началом доверия. Описание картины служит структурированию внутреннего опыта. Дети называют словами экспрессивные признаки картины, учатся идентифицировать их, как свои чувства и позицию, что означает начало процесса самопознания. А слова, которыми описывается песочная картина, обнажают внутренние дилеммы с такой же легкостью, с какой создавалась картина. Терапевт записывает все, что рассказывает ребенок. Потом рассказ можно прочитать ребенку. Сам факт записывания рассказа служит цели контейнирования а также является еще одним доказательством ребенку, что он услышан.

Ребенок не разрушает созданной им картины, это потом, в его отсутствии, делает терапевт. У ребенка должен остаться внутренний образ его творения.

Значение песочных построений обычно не интерпретируется в ходе терапевтического процесса, поскольку это могло бы подорвать свободное и спонтанное использование объектов и сорвать весь процесс. Калфф предостерегает от применения интерпретаций. Суть терапии заключается в том, что игру с песком нельзя интерпретировать. Консультант должен выполнять роль внимательного зрителя. Позиция консультанта – это «активное присутствие», а не руководство процессом. Процесс игры и драматизация освобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные как считал Юнг в человеческой психике. Освобождение подавленной энергии приводит к ее трансформации, что позволяет направить трансформированную энергию на развитие личности и дальнейшее обучение. Интерпретации могут даваться после завершения психотерапии взрослым клиентом.Детские работы не интерпретируются с клиентом. Фото собираются в альбом и могут быть отданы ребенку (по его выбору) по окончании занятий. Все записи, фотографии анализируются самим терапевтом, что обеспечивает понимание процессов происходящих в душе ребенка и способствует созданию доверительного контакта между клиентом и терапевтом.

Из доклада Ахвердовой Е.А. на конференции ПАДАП, Киев 2010г.


Группа в Facebook - Клуб песочных терапевтов

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
статистика