Статьи

Архетипические образы в песочных мирах

Этапы трансформации

Ахвердова Елена Александровна, Кирилюк Инна Николаевна

Аннотация

В данной статье подымаются вопросы особенностей и закономерностей в работе юнгианского песочного терапевта с архетипическими образами и символами. Уделяется внимание взаимосвязи активного воображения и песочной игры. Проводится анализ разных теоретических взглядов на стадии песочной терапии в работе с детьми и взрослыми (Д. Калфф, Дж. Аллан, Э. Вейнриб). Описана клиническая презентация работы, где отражен развернутый процесс появления архетипических образов в песочных мирах. Приводятся размышления об алхимической метафоре создания аналитического пространства «laboratorium» и «oratorium».

Ключевые слова:

юнгианская песочная терапия, активное воображение, символическая игра, архетипические образы, стадии песочной терапии, отсроченная интерпретация, аналитическое пространство.

В данной статье мы хотим исследовать пространство песочного лотка как пространства активного воображения и способа самопознания. Активное воображение, которое разворачивается в песочном мире в защищенной и очерченной бортами реальности, несет не пустые фантазии, а попытки через символы вовлечь бессознательное в диалог с Эго. Юнг всегда поощрял своих пациентов к творчеству, к доверию своим рукам, глазам, ощущениям, к своей внутренней игре. Он сам исследовал свое собственное бессознательное разными путями. Он спроектировал себе уединенный дом в Боллингене, следуя своим внутренним потребностям, и, занимаясь своим собственным развитием, добавлял к нему различные пристройки. Юнг писал на стенах в Боллингене фрески; переписывал манускрипты на латыни и верхненемецком языке, иллюстрировал свои собственные рукописи и вырезал из камня. Но я бы хотела вспомнить, как Юнг пишет о «встрече-обнаружении» своего способа творить внутренний мир, доверяя себе - ребенку.

Подробнее...

 

Sandplay

        Сегодня Sandplay (игра с песком) является полноценной психоаналитической техникой, признанной во всем мире. В работе  Sandplay участвуют двое - клиент и терапевт. При этом, когда клиентом является ребенок, то терапевт предварительно встречается с родителями и заключается так называемый "терапевтический договор" как с ребенком, так и с родителями. "Договор" подразумевает  обсуждение цели терапии, ее этапы, поведение родителей и периодичность обсуждения.

        В кабинете терапевта находятся два ящика-песочницы стандартизованной формы и размера. Они стоят примерно на уровне стола, изнутри  выкрашены в голубой цвет и заполнены светлым кварцевым песком. В  одной песок сухой, в другой влажный. Игрушки - животные, деревья, люди разных возрастов и национальностей, дома, камешки, стеклышки, перья и т.д. - расположены на специально оборудованных полках.

        Коллекция миниатюрных фигур и предметов, вода и песок призваны   разбудить воображение. Фигурки-образы всегда под рукой и их не надо   cоздавать каждый раз, а главное - они подходят для символического  выражения многих человеческих переживаний. Игрушки тщательно  подбирается самим терапевтом, прошедшим собственный анализ и имеющим  опыт песочной работы.

Подробнее...

 

Игра в песок

Метод sandplay (дословно - песочная игра) очень малоизвестен в Украине и странах Восточной Европы. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, рассматриваемого через призму юнгианской психологии, во время которого анализируемый - ребенок или взрослый строит собственный микрокосм из песка и миниатюрных фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее.

Подробнее...

 

Из книги Джона Аллана "Ландшафт детской души"

Для игр с песком используются два водонепроницаемых лотка размером 50*70*10. Один лоток заполняется сухим песком, а другой влажным. Внутренняя поверхность лотка окрашена в синий цвет для имитации воды. Размеры лотка имеют важное значение, так как они позволяют охватить песчаный мир одним взглядом без лишнего движения головы. Кроме того, ребенку предоставляется возможность сделать выбор из множества миниатюрных игрушек и предметов. Игрушки и предметы можно распределить по следующим группам:

- ЛЮДИ: домашние, военные, придуманные, мифологические;

- ЗДАНИЯ: дома, школы, церкви, замки;

- ЖИВОТНЫЕ: домашние, дикие, доисторические, морские и животные, которые содержатся в зоопарках;

- МАШИНЫ: сухопутные, водные, космические, боевые;

- РАСТИТЕЛЬНОСТЬ: деревья, кусты, растения, овощные культуры;

- СООРУЖЕНИЯ: мосты, ограды, ворота, порталы, загоны для скота;

- ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ: ракушки, сплавной лес, камни, кости, яйца;

- СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПРЕДМЕТЫ: источники для загадывания желаний, ящики с сокровищами, драгоценности.

Подробнее...

 

Материалы песочной терапии

ВВЕДЕНИЕ (из книги Л. Штейнхарда "Материалы песочной терапии")
В этой главе рассматриваются две группы материалов. К первой группе относятся песок и вода. Они являются естественными природными веществами и присутствуют в любой экологической системе. В песочной терапии материалы первой группы могут использоваться либо отдельно друг от друга, сохраняя при этом свои уникальные свойства, либо вместе, в результате чего они меняют свои свойства и формируют третий материал.
Ко второй группе материалов относятся различные предметы, используемые в песочной терапии. Все они обладают определенным содержанием, делятся на разные группы и вызывают у клиента различные реакции.
Песок
Песок существует уже миллионы лет, отражая геологическую историю земли. Песчаные пляжи имеются во всех частях мира. Цвет песка определяется характером породы, из которой он образовался в результате ее размывания водой и образования трещин. Дальнейшее дробление фрагментов породы на более мелкие части и их шлифование происходили в результате воздействия на них воды и ветра.

Подробнее...

 

Материалы песочной терапии (продолжение)

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ В ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ НАБОР ПРЕДМЕТОВ

Основной набор используемых в песочной терапии предметов включает несколько сотен миниатюр. Они подразделяются на несколько категорий, каждая из которых включает ряд подгрупп. Для создания такого набора могут потребоваться годы, хотя само по себе это является интересным занятием.

Все предметы должны быть достаточно прочными, чтобы не разрушаться от неумелого обращения и воздействия водой. Особо красивые и хрупкие предметы требуют бережного обращения, и при их использовании детьми следует принять дополнительные меры, для того чтобы не допустить их повреждения. Всегда есть опасность того, что коллекция миниатюр окажется слишком большой и ее размеры не позволят удовлетворить сиюминутные потребности клиента. Так же как и в жизни, невозможность в сложившихся условиях удовлетворить определенные потребности является фактором личностного роста и призвана побуждать клиента к изменению и реализации своего творческого потенциала.

Ниже перечислены основные предметы, используемые в песочной терапии. Они разделены на несколько категорий, связанных с характером живых существ, которые послужили прототипами фигурок. Каждая из этих категорий включает живые существа, обитающие в той или иной среде - на земле, в воде или в воздухе. Хотя понятие "огонь" в этот перечень не входит, клиент может обозначить связь выбранных им предметов с огнем - животных, ведьм, духов, демонов или ритуальных объектов. Психотерапевт может дополнить набор используемых им миниатюр всем, что представляется важным ему и его клиентам.

Подробнее...

 
статистика