Метод sandplay (дословно - песочная игра) очень малоизвестен в Украине и странах Восточной Европы. Он представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, рассматриваемого через призму юнгианской психологии, во время которого анализируемый - ребенок или взрослый строит собственный микрокосм из песка и миниатюрных фигурок. Это метод, имеющий за собой интересное прошлое, устоявшиеся основы теории и техники в настоящем и, надеемся, перспективное будущее.

 

Использование песка для записи внутренних видений имеет длинную историю. Много коренных американцев, особенно племена навахо и хопи на юго-западе, диаюено и луизено в Южной Калифорнии интенсивно использовали песочные изображения в своем лечении и церемониях инициаций. У навахо употребление песочных изображений было характерной особенностью огромной оздоровительной системы, которая окружала пациента со всей силой символизма мифического мира навахо, создававшего условия для восстановления гармонии и хорошего самочувствия.В начале века психоаналитики столкнулись с проблемой детского психоанализа, Они обнаружили, что дети не могут описывать свое беспокойство словами, как это делают взрослые. Детей, в отличие от взрослых, не интересует исследование собственного прошлого или обсуждение стадий развития. Дети часто отказываются даже пробовать свободно ассоциировать. Многие терапевты, работавшие с детьми, прибегали к непрямому терапевтическому контакту посредством наблюдения за детьми. Мелани Кляйн начала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет с 1919 года. Она считала, что детская игра, также как и поведение взрослых, направляется скрытыми мотивациями и свободными ассоциациями. М. Кляйн пишет, что ее наблюдения позволили извлечь из игры ребенка дополнительную информацию, игры позволили непосредственно проникнуть в детское бессознательное. Она исходила из предположения, что по сравнению с речью действие более свойственно маленькому ребенку. Она предоставляла ребенку массу мелких игрушек, целый мир в миниатюре и давала ему действовать в этом игрушечном мире. Все действия, совершенные ребенком в этой обстановке она сравнивала со свободными ассоциациями взрослого и сопровождала их интерпретациями, подобно тому, как это делается со взрослыми пациентами. Примерно в это же самое время Анна Фрейд писала: “...мы сразу переносим весь знакомый ребенку мир в комнату аналитика и предоставляем ребенку свободу действий в нем, на глазах у аналитика, но без вмешательства с его стороны. Таким образом, мы изучаем различные реакции ребенка, степень его агрессивности или сострадания, а также его установку в отношении к разным предметам и людям, представленным с помощью игрушечных фигур... игрушечный мир удобен и подчинен воле ребенка; ребенок может совершать в нем все те действия, которые осуществляются в реальном мире, исключительно в пределах фантазии вследствие того, что ребенок обладает недостаточной силой и властью” (Фрейд А. Фрейд З., 1995).

Их песочные изображения представляли традиционные фигуры: животных, деревья, природные явления, такие как ветер, шторм, дождь, град, богов и богинь - всё, что присутствовало в космосе навахо, доставшемся в наследие от предков навахо, бродивших и медленно мигрирующих из Аляски до юго-запада. В течение этого времени они развили подлинную религию лечения, включающую удивительные шаманские видения на песке. Для каждой церемонии лечения, для каждого пациента на песочной картине воссоздавался предок ясновидца, картина использовалась врачевателем, проводящим силу этой картины в пациента, когда он усаживался на изображение. Американские индейцы записывают и используют видения на песке многие века, и различные источники сообщают нам, что они легко выполняют психологическую работу с образами, потому что владеют традиционными техниками медиумов. Но как бы ни было старо и универсально это искусство, каждая эра овладевает своими техниками и перспективами.

Примерно в 40-х годах в Швеции появился “тест мира”, разработанный Шарлоттой Бюлер или, так называемый, “Erica метод”, который до сих пор используется в Швеции как диагностический инструмент в детской психиатрии. В Швейцарии несколько позже в работе с детьми начала использоваться Техника Мира Маргарет Ловенфельд, взятая из теста мира. В свою очередь, Дорой М. Калф (Швейцария) из Техники Мира был разработан терапевтический метод - сэндплэй вначале для работы с детьми, но в дальнейшем этот метод начал использоваться и в работе со взрослыми.

Дора Калфф получила образование как юнгианский аналитик. Она установила, что серия картин из песка, созданных детьми или взрослыми, фактически, представляет продолжающийся конфликт с бессознательным и сопоставима с серией сновидений, встречающихся в течение аналитического процесса. Работа над лотком песка инициирует психический процесс движения к целостности, и может привести к излечению и развитию личности. В 1980 году Дорой М. Калфф выпущена монография “Сэндплэй”.

Дора Калфф полностью посвятила себя сэндплэю и развивала этот метод в течение всей своей жизни, и теперь он продолжает существовать и расширяться в руках таких же самоотверженных последователей.

В центре комнаты, где проводится работа по методу сэндплэя, на уровне стола устанавливается лоток с песком с размерами 57 x 72 см, который соответствует полю зрения ребенка или взрослого, стоящего перед лотком. Лоток - приблизительно 8-10 см глубиной и заполнен промытым, качественным песком, для того, чтобы можно было углубляться в песок или выстраивать песочные фигуры вверх до необходимой высоты. Основание лотка окрашено голубым, чтобы при желании можно было создать иллюзию воды на дне лотка. Также существует возможность смешивать песок с реальной водой, если клиенту будет необходимо сформировать или создать различные влажные ландшафты типа болота. Так как песок не успевает высохнуть за время перерыва между сессиями, обычно сэндплэй-терапевты имеют в комнате два лотка с песком, чтобы всегда было можно использовать и сухой и увлажненный песок.

Кроме того, комната для терапии должна иметь огромное количество разнообразных миниатюрных фигур: людей из различных исторических периодов и исполняющих различные функции, животных, деревьев, растений, цветов, зданий и орудий их создания, священных зданий (типа церквей, храмов) и религиозных символов, мостов, автомобилей, вагонов, и еще много всего другого. Материалы, из которых они изготовлены, могут быть самыми разнообразными; но необходимо также иметь камни, древесину, кусочки металла, стекло и цветные стеклянные бусины, морские ракушки, и другие виды сырья, чтобы была возможность делать то, что труднодоступно другими средствами. Обычно все это "богатство" располагается на открытых невысоких стеллажах, с которых легко достать необходимый материал даже ребенку. Необходимо иметь все возможные фигуры, чтобы это давало стимул создавать ребенку собственный мир. Что действительно важно - не общее количество фигур, а их символическая ценность. Важно, чтобы были представлены не только светлые, дружественные, красивые объекты, но также и уродливые, темные, злые, внушающие страх персонажи. Также важно - иметь символические фигуры из других культур, чтобы была возможность представить “полностью другой “, необычный и "иностранный" мир в душе.

В начале часа ребенок видит лоток в нейтральном состоянии, заполненный слегка разровненным песком. Ребенок выражает в песке то, что спонтанно возникает, констеллируется в нем в течение сеанса. Он полностью свободен играть или не играть с песком, делать только то, что он находит нужным. Психолог не дает ему никаких инструкций. Фигуры могут использоваться, если это кажется необходимым ребенку, но некоторые дети и взрослые используют только песочные скульптуры.

Для своей собственной документации и контроля над динамикой процесса, аналитик делает эскиз каждой картины из песка, замечает все, что может иметь значение, и в конце сессии особым образом делает одну или более фотографий или слайдов картины, важной для последующей интерпретации символических аспектов душевых проявлений. Фотовспышки не подходят для фотографирования, так как важные тени стираются, и становится труднее распознавать структуры. Некоторые психотерапевты критиковали прямоугольную форму лотка и предлагали, чтобы лоток был квадратный или круглый, потому что такие формы, по их мнению, увеличивают психическую концентрацию и сосредоточение. По мнению Доры Калфф другая форма лотка была бы менее правильной. Так, можно представить какое различное влияние оказывает на человека квадратная, круглая и прямоугольная комната. Из-за неравенства измерений прямоугольная комната создает напряженность, волнение, и желание движения, желание идти вперед. Квадратная или круглая комната, напротив, создает баланс, отдых, концентрацию, направленную к центру. Непосредственно аналитический процесс можно сравнить с постоянным поиском центра в не центрированном месте. Иногда человек стоит слишком далеко от правого, иногда слишком далеко от левого, или колеблется между слишком высоко и слишком глубоко, пока он, наконец, не находит свой центр, свой персональный круг, в прямоугольнике лотка с песком.

Можно спросить, почему материал, который используется в лотке песка - песок, а не, например, глина гончара. Женщина - клиент Рут Амманн, известного сэндплэй-терапевта, ученицы Д. Калфф однажды сказала красивую метафору по этому поводу. Она сказала “Камни - исконная материя, а песок - основание материи в бесконечности времени. Это делает каждого внимательным к вечности. Песок - материя, которая была преобразована и почти стала жидкой и духовной. “ Действительно, песок в сухой форме словно журчит под руками и почти жидок.

Когда мы перемещаем наши руки сквозь сухой песок, появляется нечто похожее на рябь в воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Игра с сухим песком напоминает не только об игре в детстве, но возможно также нежный контакт с матерью или с каким-то другим близким человеком. Другие клиенты, только затронув песок, испытывают большую печаль. Они могут даже сказать, что это им внезапно напомнило их большое желание мягко касаться кого-то.

Смешанный с водой, песок становится более темным и начинает приобретать качество земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Теперь мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Но песочные картины или скульптуры не остаются. Они не становятся более жесткими после высыхания, как это произошло бы, например, с фигурами, сделанными из глины. За короткое время скульптура песка разваливается и распадается.

И это важно: песочные картины - не произведения искусства, которые должны жить постоянно, даже если мы находим их очень красивыми и внушительным. Они не должны остаться во внешнем мире. Они - образы души, ставшие на время видимыми; каждый клиент (и также аналитик) несет их в пределах часа, где их влияние оказывает свое действие на душу. Может произойти преобразование, и это проявится позже в новой картине. В лотке песка картина разваливается: позднее аналитик полностью очищает лоток. Можно также говорить, что ребенку предоставляется на час несформированный мир, внутри которого он может формировать свой индивидуальный мир. Его душа несет этот образ, а лоток передает его. Позднее песок станет вновь несформированным, ненамеренным миром. Внутренний мир, картину которого он несет, для него также реален как наш внешний, так называемый объективированный мир. Песок: это - лучшая среда, чтобы дать трехмерное представление, и внутреннего, и внешнего, поскольку они подвергаются постоянному изменению.

 

 

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:
статистика